Права потребителей, являясь составной частью прав человека и гражданина, в соответствии с Конституцией РФ признаются и гарантируются государством.
Закон о защите прав потребителей установил следующие права потребителя:
- на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества;
- на безопасность товаров (работ, услуг) для жизни и здоровья потребителя;
- на получение полной и достоверной информации о товарах (работах, услугах) и об их продавцах (изготовителях, исполнителях);
- на просвещение и на государственную и общественную защиту интересов потребителей.
Потребитель не обязан доказывать и подтверждать свои права, они установлены законодателем. Потребитель должен только изъявить намерение воспользоваться тем или иным правом, а в случае нарушения прав потребителя воспользоваться предложенной законодателем защитой в соответствии с законодательством.
Основные понятия, установленные законом РФ от 07.02. 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»
- Потребитель – гражданин, имеющий намерение заказать или приобрести либо заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
- Существенный недостаток товара (работы, услуги) – неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь и вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.
- Безопасность товара (работы, услуги) – безопасность товара (работы, услуги) для жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации, а также безопасность процесса выполнения работы (оказания услуги).