Во исполнение Закона РФ № 2300-1 от 07 февраля 1992 года "О защите прав потребителей" (далее - Закон), а также Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55 на изготовителе (исполнителе, продавце) лежит обязанность доведения до сведения полной и достоверной информации в доступной форме до потребителя в месте реализации товаров, выполнения работ или оказания услуг.
Уголок потребителя – что это?
Место размещения обязательной информации для потребителя называется "уголком потребителя" - это стенд, стеллаж или иная конструкция, позволяющая любому потребителю ознакомиться со всей необходимой информацией, а также с нормами закона, защищающими права потребителей.
Уголок потребителя — что должно быть в нем?
В общем случае в уголке потребителя должны быть следующие документы:
Кроме вышеперечисленной информации в обязательном порядке должен быть указан режим работы продавца (исполнителя), который доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному п. 3 ст. 11 Закона, данная информация указывается на вывеске.
Как оформлять уголок покупателя в магазине?
Конкретных требований законодателем не предусмотрено, однако на практике принято размещать такой стенд при входе (до торговой зоны в супермаркетах), причем контрольные весы в магазине лучше размещать поближе к уголку покупателя. Главное, чтобы информация была в любой момент доступна для потребителя, поэтому размещать стенд за прилавком или под стеклом не считается допустимым.
Кроме того, для покупателей в магазинах розничной торговли продуктами необходимо в уголке потребителя специально указывать, что продажа алкоголя и табачных изделий несовершеннолетним категорически запрещена. Отсутствие такой информации, равно как и сам факт продажи, может стать поводом для привлечения к административной ответственности.
Создавать «уголок потребителя» не требуется при разносной торговле. В этом случае представитель продавца должен иметь личную карточку с фотографией, указанием фамилии, имени, отчества представителя продавца, а также сведений о продавце (п. 10 Правил продажи). Личная карточка должна быть заверена подписью лица, ответственного за ее оформление, и печатью продавца. Не является исключением торговля во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля идет вне постоянного места нахождения продавца. В этих случаях необходимо оборудовать «уголок потребителя».
Что делать потребителю, если в месте реализации товара, работ, услуг отсутствует «уголок потребителя»?
Потребитель вправе:
Оформление книги отзывов и предложений.
Как уже было сказано книга отзывов и предложений помещается на видное место, либо хранится у ответственного лица и предъявляется потребителю по первому требованию.
Обязанность контролировать правильность и своевременность оформления книги отзывов и предложений возлагается на руководителя организации.
Книга отзывов и предложений подлежит регистрации в органе местного самоуправления.
Руководитель организации или ответственное лицо в торговом объекте обязан в двухнедельный срок рассмотреть внесенную в книгу отзывов и предложений запись и принять решение, которое должно быть записано в Книгу и в пятидневный срок направлено заявителю, указавшему свой адрес. В случае если для принятия решения по жалобе (предложению) требуется более пяти дней, орган управления продавца в торговом объекте устанавливает необходимый срок (но не более пятнадцати дней), о чем делается в Книге отзывов и предложений соответствующая отметка.