Многие потребители считают, что до тех пор, пока они не оплатили товар и не получили чек, т.е. не стали собственниками товара, они не несут ответственность за повреждение или гибель этого товара. На самом деле это не так. В каждом конкретном случае многое зависит от нюансов, которые могут трактоваться как в пользу покупателя, так и в пользу магазина.
Статья 459 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Переход риска случайной гибели товара «Если иное не предусмотрено договором купли-продажи, риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда в соответствии с законом или договором продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю».
Статья 493 Гражданского кодекса Российской Федерации: «Форма договора розничной куплипродажи: «... договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара»
Таким образом, пока вы не оплатили товар, при причинении вами ущерба магазину, в действие вступает статья 1064 Гражданского кодекса РФ, согласно которой вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Однако пунктом 2 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине.
Например, если вы взяли бутылку в руки и не удержали ее, то в этом полностью ваша вина и придется эту бутылку оплатить. Однако же если вы поскользнулись на мокром полу и свалили витрину, если разбили товар, пробиваясь через наваленные в проходе между витрин коробки, в этом полностью вина магазина, и вы имеете право не оплачивать испорченный товар.
Виновен покупатель, и в этих случаях вы причинили магазину ущерб по своей вине и обязаны его возместить в полном объеме:
Если же администрация магазина будет требовать от вас оплатить испорченный товар, который был испорчен не по вашей вине, требуйте жалобную книгу, и оставляйте в ней запись о случившемся.
Администрацией магазина должен быть составлен акт о порче товара, в котором обязательно напишите свои доводы по этому поводу, например, что в проходе был мокрый пол или ширина прохода не соответствует нормам. Заручитесь поддержкой как минимум двух свидетелей случившегося (это могут быть как ваши родственники и друзья, так и другие покупатели магазина). Если ни одна из сторон не хочет признавать свою вину за разбитый товар, в таком случае вина должна быть доказана в судебном порядке.
Таким образом, при наличии вины покупателя администрация магазина вправе потребовать у гражданина возмещения ущерба на месте. Если покупатель против выплаты компенсации, то дело передается в суд.