Полномочия

1. Задачи

Основными задачами территориального отдела являются:
1.1. Организация и осуществление надзора и контроля за исполнением обязательных требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.
1.2. Профилактика инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) населения, а также предупреждение вредного воздействия на человека факторов среды обитания.

2. Функции

Территориальный отдел в соответствии с возложенными на него задачами выполняет следующие функции:
2.1. Осуществление государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
2.2. Осуществление надзора и контроля за соблюдением юридическими и физическими лицами законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и потребительского рынка.
2.3. Организация и проведение мероприятий по установлению и устранению причин и условий возникновения и распространения инфекционных и паразитарных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений) людей, профессиональных заболеваний, связанных с воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды.
2.4. Подготовка и выдача индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии видов деятельности и объектов требованиям санитарного законодательства.
2.5. Проведение социально-гигиенического мониторинга.
2.6. Прием и рассмотрение обращений граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, общественных организаций.
2.7. Участие в мероприятиях по обеспечению защиты прав потребителей и благополучия человека, проводимых Управлением, в том числе:

  • осуществление санитарно-карантинного надзора (контроля) и санитарной охраны территории Российской Федерации,
  • лицензирование установленных видов деятельности,
  • государственная регистрация установленных видов веществ, продукции, а также лиц, пострадавших от радиационного воздействия, ионизирующего излучения;
  • информирование граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, общественных организаций по вопросам обеспечения защиты прав потребителей и. благополучия человека.

2.8. По указанию руководителя Управления исполняет иные функции по осуществлению надзора в сфере защиты прав человека и благополучия человека в пределах своих полномочий.

3. Полномочия

Территориальный отдел полномочен при выполнении установленных настоящим Положением функций:
3.1. Осуществлять государственный санитарно-эпидемиологический надзор:

  • за выбором земельных участков под строительство объектов гражданского, промышленного, сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон;
  • за производством, транспортировкой, хранением, применением (использованием) и утилизацией продукции производственно-технического назначения в случаях, когда требуется непосредственное участие человека, и технологиями их производства;
  • за производством, транспортировкой, хранением, применением (использованием) и утилизацией товаров для личных и бытовых нужд граждан и технологиями их производства;
  • за производством, транспортировкой, хранением, применением (использованием) и утилизацией потенциально опасных для человека химических, биологических веществ и отдельных видов продукции и технологиями их производства;
  • за производством, транспортировкой, хранением, применением (использованием) и утилизацией пищевых продуктов, пищевых добавок, продовольственного сырья, а также контактирующими с ними материалов и изделий и технологиями их производства;
  • за производством, применением (использованием) и реализацией населению новых видов продукции (впервые разрабатываемых или внедряемых), новыми технологическими процессами производства продукции;
  • за реализацией населению продукции, ввозимой на территорию Российской Федерации гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также ее применением (использованием) в промышленности, сельском хозяйстве, гражданском строительстве, на транспорте;
  • за организацией питания населения в специально оборудованных местах (столовых, ресторанах, кафе, барах и других), в том числе за приготовлением пищи и напитков, их хранением и реализацией населению, для предотвращения возникновения и распространения инфекционных заболеваний и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);
  • за организацией питания в дошкольных и других образовательных учреждениях, лечебно-профилактических учреждениях, оздоровительных учреждениях и учреждениях социальной защиты населения;
  • за водными объектами, используемыми для питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, купания, занятий спортом, отдыха и в лечебных целях, в том числе водными объектами, расположенными в черте городских и сельских поселений;
  • за осуществлением эксплуатации централизованных, нецентрализованных, домовых распределительных, автономных систем питьевого водоснабжения населения и систем питьевого водоснабжения на транспортных средствах индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами;
  • за состоянием атмосферного воздуха по критериям безопасности и (или) безвредности для человека в городских и сельских поселениях, на территориях промышленных организаций, а также воздуха в рабочих зонах производственных помещений, жилых и других помещениях (местах постоянного или временного пребывания человека);
  • за состоянием почвы по критериям безопасности и (или) безвредности городских и сельских поселений и сельскохозяйственных угодий;
  • за условиями и способами сбора, использования, обезвреживания, транспортировки, хранения и захоронения отходов производства и потребления;
  • за содержанием жилых помещений;
  • за санитарно-эпидемиологическим состоянием лечебно-профилактических учреждений;
  • за эксплуатацией производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта;
  • за деятельностью или работой отдельных цехов, участков, сооружений, оборудования, транспорта, выполнением отдельных видов работ и оказанием услуг;
  • за условиями труда, рабочими местами и трудовыми процессами, технологическим оборудованием, организацией рабочих мест, коллективными и индивидуальными средствами защиты работников, режимом труда, отдыха и бытовым обслуживанием работников в целях предупреждения профессиональных заболеваний, инфекционных заболеваний и заболеваний (отравлений), связанных с условиями труда;
  • за условиями работы с биологическими веществами, биологическими и микробиологическими организмами и их токсинами, в том числе условиями работы в области генной инженерии, и с возбудителями инфекционных заболеваний;
  • за условиями работы с машинами, механизмами, установками, устройствами, аппаратами, являющихся источниками физических факторов воздействия на человека (шума, вибрации, ультразвуковых, инфразвуковых воздействий, теплового, ионизирующего, неионизирующего и иного излучения), их использованием;
  • за использованием программ, методик и режимов воспитания и обучения, технических, аудиовизуальных и иных средств обучения и воспитания, учебной мебели, а также учебников и иной издательской продукции;
  • за дошкольными и другими образовательными учреждениями независимо от организационно-правовых форм;
  • за проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на профилактику инфекционных и паразитарных заболеваний.

3.2. Проводить мероприятия по предупреждению, обнаружению, пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в области защиты прав потребителей и обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целях охраны здоровья населения и среды обитания.
3.3. Применять меры административного, ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами обязательных требований, в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3.4. Участвовать в организации и осуществлении Управлением санитарно-карантинного надзора (контроля) в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в целях предупреждения завоза и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), а также потенциально опасных для населения товаров и грузов.
3.5. Проводить государственный контроль и надзор за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, в том числе:

  • проверку соблюдения изготовителями (исполнителями, продавцами, уполномоченными организациями или уполномоченными индивидуальными предпринимателями, импортерами) обязательных требований законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, а также обязательных требований к товарам (работам, услугам);
  • выдачу в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, предписания изготовителям (исполнителям, продавцам, уполномоченным организациям или уполномоченным индивидуальным предпринимателям, импортерам) о прекращении нарушений прав потребителей, о необходимости соблюдения обязательных требований к товарам (работам, услугам);
  • принятие в установленном законодательством Российской Федерации порядке мер по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям (в том числе с истекшим сроком годности), и товаров, на которые должен быть установлен, но не установлен, срок годности, по отзыву с внутреннего рынка и (или) от потребителя или потребителей товаров (работ, услуг), которые не соответствуют обязательным требованиям, и информированию об этом потребителей;
  • направление в орган, осуществляющий лицензирование соответствующего вида деятельности (лицензирующий орган), материалов о нарушении прав потребителей для рассмотрения вопросов о приостановлении действия или об аннулировании соответствующей лицензии в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  • направление в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалов для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей;
  • обращение в суд с заявлениями в защиту прав потребителей, законных интересов неопределенного круга потребителей, а также с заявлениями о ликвидации изготовителя (исполнителя, продавца, уполномоченной организации, импортера) либо о прекращении деятельности индивидуального предпринимателя (уполномоченного индивидуального предпринимателя) за неоднократное или грубое нарушение установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации прав потребителей;
  • участие в судебном деле по своей инициативе или при инициативе лиц, участвующих в деле, для дачи заключения по делу в целях защиты прав потребителей.

3.6. Проводить контроль за соблюдением Правил продажи отдельных предусмотренных законодательством Российской Федерации видов товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
3.7. Организовывать проведения необходимых исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок по вопросам осуществления надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
3.8. Обеспечивать участие в мероприятиях:

  • по лицензированию деятельности, связанной с использованием возбудителей инфекционных заболеваний;
  • по лицензированию деятельности в области использования источников ионизирующего излучения;
  • по государственной регистрации:
  • впервые внедряемых в производство и ранее не использовавшихся химических, биологических веществ и изготавливаемых на их основе препаратов, потенциально опасных для человека (кроме лекарственных средств);
  • отдельных видов продукции, представляющей потенциальную опасность для человека (кроме лекарственных средств);
  • отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации;
  • лиц, пострадавших от радиационного воздействия и подвергшихся радиационному облучению в результате Чернобыльской и других радиационных катастроф и инцидентов.

3.9. Проводить мероприятия по санитарной охране территории Нижегородской области от заноса и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения, а также от ввоза на территорию Российской Федерации и реализации на территории Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека.
3.10. Участвовать в информировании населения и органов государственной власти Нижегородской области, а также информирует население и органы местного самоуправления Городецкого, Ковернинского, Сокольского районов о возникновении инфекционных заболеваний, массовых неинфекционных заболеваний (отравлений), состоянии среды обитания, проводимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятиях и о мерах по защите прав потребителей.
3.11. Предоставлять Управлению информационно-аналитические материалы для разработки и внесения предложений в территориальные органы федеральных органов исполнительной власти органы государственной власти Нижегородской области, вносит предложения в органы местного самоуправления Городецкого, Ковернинского, Сокольского районов:

  • о реализации мер по улучшению санитарно-эпидемиологической обстановки и выполнению требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, а также предложений, касающихся обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей;
  • о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина);
  • о приведении в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения принятых ими нормативных правовых актов в части, касающейся вопросов обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

3.12. Организовывать и проводить сбор информации о каждом впервые выявленном случае инфекционного, паразитарного, профессионального заболевания, пищевого отравления, а также организует, контролирует и принимает участие в проведении противоэпидемических (профилактических) мероприятий в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
3.13. Предоставлять Управлению информационно-аналитические материалы по вопросам практики применения законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и законодательства о защите прав потребителей для представления обобщенной информации в Федеральную службу.
3.14. Координировать, деятельность органов местного самоуправления Городецкого, Ковернинского, Сокольского районов в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей.
3.15. Формировать перечень мероприятий, проводимых филиалом Центра гигиены и эпидемиологии в Городецком, Ковернинском, Сокольском районах, включая виды и объемы лабораторных и инструментальных исследований и измерений, направленных на обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
3.16. Контролировать в установленном законодательством Российской Федерации порядке деятельность филиала Центра гигиены и эпидемиологии в Городецком, Ковернинском, Сокольском районах по исполнению перечня мероприятий, проводимых филиалом Центром гигиены и эпидемиологии в Городецком, Ковернинском, Сокольском районах, направленных на обеспечение государственного санитарно-эпидемиологического надзора.
3.17. Предоставлять Управлению информационно-аналитические материалы для подготовки ежегодных государственных докладов о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и о защите прав потребителей в Нижегородской области.
3.18. В установленном порядке участвовать:

  • в обеспечении комплектования, хранения, учета и использования архивных документов Управления;
  • в обеспечении защиты сведений, составляющих государственную тайну;
  • в организации и реализации мероприятий по защите от чрезвычайных ситуаций, гражданской обороне в Управлении и федеральном государственном учреждении;
  • в создании системы оперативного обмена информацией по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям;
  • в обеспечении профессиональной подготовки, переподготовки, повышении квалификации, стажировки и аттестации работников территориального отдела;
  • в проведении Управлением конкурсов и заключении государственных контрактов на размещение заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг.

3.19. В установленном порядке:

  • привлекать организации и экспертов для проведения экспертиз, анализов, расследований, обследований, исследований, испытаний, токсикологических, гигиенических и иных видов оценок;
  • запрашивать и получать на безвозмездной основе от органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей материалы и сведения по вопросам, относящимся к компетенции территориального отдела и Управления;
  • организовывать и проводить совещания, семинары по вопросам обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защиты прав потребителей, участвовать в их работе.

3.20. По указанию (поручению) руководителя Управления территориальный отдел вправе осуществлять взаимодействие с другими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами государственной власти Нижегородской области, общественными и иными организациями Нижегородской области.