О том, насколько актуальна эта тема для жителей нашего района и о других проблемах потребителей мы побеседовали с главным специалистом отдела поддержки предпринимательства и потребительского рынка управления экономики администрации Городецкого района Л.В. Ганичевой.
– Данная тема становится всё более актуальной, потому что услугами сотовой связи сегодня пользуются все – от детей до пенсионеров, – говорит Лидия Валентиновна. – На территории нашего района представлены практически все операторы сотовой связи. Они предоставляют огромное количество разнообразных услуг, в том числе и по так называемым подпискам. Случается, что услуги подключаются по умолчанию, то есть без ведома владельца сотового телефона, но при этом он должен их оплачивать. Именно оказание услуг сотовой связи, в том числе и недобросовестных, стало в этом году предметом обсуждения всех региональных специалистов, которые 14 марта собрались на совещание в Управлении Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области. Кстати, накануне мы проводили прямую телефонную линию для городчан, но по данной теме звонков не поступало.
В целом, надо сказать, что в нашем районе на недобросовестные услуги операторов сотовой связи жалуются пока немногие, но порядка 5-6 обращений в год всё же бывает. Например, недавно был случай, когда женщине продали телефон с уже подключенным Интернетом, о чём она узнала, только когда пришло уведомление об оплате.
– Если посмотреть статистику, как много жителей района ежегодно обращаются в ваш отдел за защитой прав потребителей?
– В 2013 году к нам обратилось 957 человек. В прежние годы было примерно столько же, но если раньше большинство обращений касалось торговли, то сейчас люди приходят с проблемами, связанными со строительством, установкой пластиковых окон, договорами на ремонт квартир, предоставлением различных услуг – бытовых (химчистка), медицинских (зубопротезирование) и так далее. В последнее время обрушилась целая волна обращений по перепрограммированию счётчиков и ОДН. Думаю, что энергоснабжающим и контролирующим организациям необходимо ещё раз более чётко и грамотно информировать граждан об этом, в том числе и через СМИ.
– Лидия Валентиновна, Вы тоже ведёте разъяснительную работу, регулярно выступаете перед разными аудиториями, рассказывая о действующем законе «О защите прав потребителей».
– Да в этом году я уже трижды посетила школу № 1, выступала перед учащимися старших классов. Молодёжь очень заинтересованно воспринимает эту информацию, задаёт много вопросов. Бываю я и в Доме ветеранов, провожу встречи в центральной библиотеке (одна из них намечена на ближайший вторник с учащимися губернского колледжа). Отдача от этой работы, безусловно, есть: если раньше мы учили людей, как пользоваться этим законом, то сейчас большинство являются в теории достаточно грамотными потребителями: знают о своих правах, о том, например, что товар можно сдать или обменять в течение двух недель. Поэтому сейчас мы больше учим практическим вещам: как написать заявление, где и как провести экспертизу товара, при необходимости помогаем составлять исковые заявления в суд. Только в прошлом году я подготовила 21 иск.
Следует также отметить, что за последние годы значительно сократилось число тех предпринимателей, кто не желает добровольно решать возникающие проблемы с потребителями в связи с недобросовестно оказанными услугами или некачественным товаром. Большинство вопросов всё же удаётся урегулировать путём переговоров.
– Поскольку каждый из нас регулярно делает какие-либо покупки, заказывает услуги, то можно сказать, что День защиты прав потребителя – это наш общий праздник. Что бы Вы пожелали всем жителям района в этот день?
– Прежде всего, взаимного уважения продавцов и покупателей, ведь, к сожалению, даже в нашем районе уже начинает появляться такое явление, как «потребительский терроризм», когда покупатели ведут себя некорректно по отношению к продавцам. Поэтому всем нам – доброжелательности, качественных товаров, услуг и удачных приобретений!
Ирина ХРАМОШКИНА