– Новый директор – новые подходы. На что будет направлено Ваше первоочередное внимание?
– Новая метла по-новому метёт? – улыбается Алексей Рустамович. – На самом деле, если в целом говорить про ситуацию, которая сейчас на рынке сложилась, то у нас два основных потребителя – УАЗ и ПАЗ. В этом году объёмы продаж на обоих предприятиях упали более чем на 20 процентов, соответственно, и моторный завод тоже снизил объёмы производства на 23 процента. Вещь неприятная, особенно с учётом того, что с 2008 года объёмы производства на ЗМЗ постоянно падают, нет никакого развития. Поэтому самое основное, на что будет направлено моё внимание – это на работу с потребителями и на поиск новых рынков сбыта.
Теперь подробнее. Во-первых, – мы переходим на новые экологические стандарты «Евро-5», уже включились в эту работу, заключено четыре контракта на опытно-конструкторские работы по разработке опытных двигателей экологического класса 5 с общим объёмом инвестиций порядка 40 миллионов рублей. Будем модернизировать наш двигатель под запросы основных клиентов – Ульяновского автомобильного и Павловского автобусного заводов, а также новых потребителей – заключён контракт с ООО «БАУ-РУС» (российско-китайская компания по производству лёгких грузовиков).
Второе. Мы активно включились в работу по госпроекту «Единая мультибрендовая платформа», в рамках которой к 2018 году планируем разработать новый двигатель. Это должен быть битопливный (бензиново-газовый) двигатель объёмом 2,2-2,4 литра для установки на новое семейство автомобилей наших основных заказчиков. Конечно, у нас есть конкуренты, прежде всего, УАЗ, но мы готовы включиться в борьбу, главными критериями которой должны стать открытость и понятность. Партнёры должны понимать, почему наш двигатель столько стоит и каковы возможные варианты его удешевления.
Считаю очень серьёзной ошибкой прежнего менеджмента ОАО «ЗМЗ» то, что им не удалось сохранить партнёрские отношения с основным заказчиком – Горьковским автозаводом. Обязательно будем работать в этом направлении.
Следующий год, как ожидается, будет очень тяжёлым для российского автопрома. При значительном росте цен на комплектующие вряд ли будет рост производства. Поэтому только наша открытость и конструктивный диалог позволят нам укрепить отношения со старыми и привлечь новых потребителей.
– Планируете ли Вы получить заказы в рамках государственных программ импортозамещения?
– Да. Если говорить об импортозамещении, то здесь два основных направления деятельности. Первое – это локализация производства. Мы начали производить продукцию для «ZF КАМА», сейчас переходим на более тесное сотрудничество с заводом «Ford», завозим дополнительное оборудование, идёт монтаж новых литейных комплексов для производства запасных частей для двигателя «Ford». Продолжаются переговоры с «GM АВТОВАЗ», надеемся, что они будут успешными, и это позволит нам увеличить, в том числе, объёмы литейного производства.
Второе направление – это изменение комплектации наших двигателей. Сегодня мы много комплектующих привозим из-за рубежа, но рост курса доллара и евро привёл к значительному удорожанию продукта. Поэтому на 2015 год формируется программа по импортозамещению (деталей, заготовок и т.д.), на которую выделяются достаточно большие средства. Что получится, об этом говорить пока преждевременно.
– Ещё недавно Заволжский моторный завод был самым крупным предприятием в районе. Что он представляет собой сегодня?
– Территориально завод сохранился в своих границах. На промплощадке работают четыре дочерних предприятия – ООО «ЗМЗ-Автокомпонент», ООО «Литейный завод «РосАЛит», ООО «Мотор» (производство основных деталей и сборка двигателей) и ООО «Ремсервис». В таком ключе эти центры компетенции будут развиваться и дальше.
Что касается ОАО «ЗМЗ», то на сегодняшний день – это управляющая компания для индустриального парка, владелец имущества и всей инфраструктуры (энергетической, охранной, IT и т.д.). Его задача – развитие индустриального парка и привлечение новых резидентов на промплощадку, а также снижение 650 миллионов накладных расходов, которые завод несёт сегодня по содержанию инфраструктуры, начиная от неэффективной энергетики и заканчивая содержанием пустых производственных площадей.
Моя основная задача как генерального директора завода – убрать разобщённость между названными юрлицами. До этого каждое дочернее предприятие действовало самостоятельно, не достигая общих целей, а иногда, наоборот, нанося вред друг другу, потому что во главе угла стояла маржинальность. Сейчас мы поменяли показатели эффективности для всех руководителей дочерних предприятий, теперь главное – не прибыль, а себестоимость продукта. Проводим бенчмарк (показатель, доходность по которому служит образцом для сравнения результативности инвестиций И.Х.): ищем на рынке аналоги запасных частей, которые производят «дочки», на 80 процентов уже перекрыли основную номенклатуру, теперь есть с чем сравнить, поэтому на следующий год будем устанавливать предельные показатели, чтобы предприятия укладывались в себестоимость.
– Расскажите подробнее об индустриальном парке.
– Мы приняли программу развития индустриального парка и промплощадки до 2020 года. Объём инвестиций, включая инвестиции резидентов, составит 10 млрд рублей. Если в общих чертах, то к этому времени мы увеличим производство, значительно сократив при этом производственные площади – со 170 гектаров, которые завод занимает сейчас, до 15 гектаров. Это значит, что будет более эффективное производство, более гибкие линии, более современное оборудование и так далее.
Первое, с чего мы начинаем, – это логистика. Уже приступили к реализации проекта по созданию центрального склада запасных частей и готовой продукции, объём инвестиций составит 32 миллиона рублей. Склад будет располагаться в пятом корпусе, там же разместится производство двигателей, вся мехобработка и сборка. Площадей там достаточно, чтобы всё это осуществить. Литейное производство будет в четвёртом корпусе.
Под размещение индустриального парка в ближайшие полгода будет освобождено порядка 100 тыс. кв. м площадей. Первый, второй, третий корпуса и остальные объекты, расположенные на промплощадке, будем предлагать резидентам для выкупа или аренды. Полученные средства пойдут на модернизацию производства. Мы оценили, что доходы от данных действий в следующем году составят 218 млн рублей без НДС, соответственно, инвестиционный потенциал индустриального парка – это 436 млн рублей. Такую сумму мы и закладываем в бюджет развития на 2015 год.
В целом по промышленной площадке совокупный инвестиционный портфель в следующем году составит примерно 1,2 млрд рублей.
– Сколько людей сейчас работает в ЗМЗ-холдинге и каковы дальнейшие кадровые перспективы?
– Всего у нас 4950 работников. Поскольку мы планируем вкладывать средства в современные линии, технологии, оборудование, то высвобождение кадров постепенно будет происходить. Но у нас желания сокращения нет, и планов таких нет! Приведу конкретный пример. При ликвидации участка вентиляционных систем и оборудования оказались не задействованы 16 человек, а для реализации инвестпроекта по созданию центрального склада нужны 120 строителей. Поскольку вентиляционщики – люди с руками, перевели их в строительное отделение.
Скажу больше. Мы привлекаем сюда резидентов, в том числе, и для того, чтобы создать 2150 новых рабочих мест, чтобы высвобожденным работникам было, куда пойти работать. Сейчас у нас 11 резидентов, надеемся, что в ближайшее время их число увеличится, поэтому и количество персонала на площадке в целом возрастёт.
– На базе чего Вы планируете создать новый двигатель к 2018 году?
– Ответ на этот вопрос будет ясен к марту 2015 года. Есть два пути – либо создавать свой двигатель, либо покупать лицензию на производство кем-то уже разработанного двигателя. Пока не знаю, каким путём мы пойдём. Многое будет зависеть от того, на какие объёмы нам удастся заключить контракты с потребителями нашей продукции: если на уровне 70 тыс. двигателей в год, то свой двигатель – это дорого и бесперспективно, а если на уровне 150-200 тыс., то его надо разрабатывать однозначно. Мы сейчас ввели дополнительно 10 вакансий конструкторов, ведём их набор.
– Сейчас много разговоров о том, что готовится передислокация ООО «Соллерс-спецавтомобили» в Ульяновск. Что Вы об этом думаете?
– Подразделения «Соллерс-спецавтомобили» есть и в Ульяновске, и в Заволжье. Поступило предложение их объединить, но акционеры пока не приняли окончательного решения. Если вас интересует моё личное мнение, то мне не хотелось бы терять такого резидента на нашей промплощадке.
– Много лет завод снабжал город Заволжье теплом. Что теперь?
– Однозначно будем отходить от теплоснабжения города, но делать это будем по согласованию с городской администрацией, чтобы не вызвать социальных потрясений.
Социальная нагрузка, которую сегодня несёт завод в плане субсидирования поставки тепла для города, - это идеологически неверно! Наша задача – развивать индустриальный парк, вкладывать деньги в производство и больше платить налогов, а не субсидировать муниципальное учреждение ЖКХ.
Что касается в целом энергетической инфраструктуры завода, она крайне неэффективна, необходимо её менять. Общий объём этого проекта мы тоже предварительно оценили, будем готовить его защиту на совете директоров.
– Алексей Рустамович, как Вам работалось первые 50 дней в должности генерального директора? Почувствовали ли разницу между тем, чем занимались на УАЗе, и тем, чем занимаетесь здесь, в Заволжье?
– Разницы вообще нет! Там просто другая специфика и всё. Давайте так: я в двигателях не понимаю ничего! Я понимаю в экономике, в активах, в сбыте, во многих других вещах, которые позволяли мне успешно работать на площадке УАЗа. Всё, о чём я сейчас рассказывал, мы там уже прошли. УАЗ в этом плане впереди ЗМЗ года на полтора-два. Там тоже есть программа развития предприятия до 2010 года, которая предполагает увеличение выпуска продукции при локализации производства с 317 до 15 гектаров, и этого достаточно для полного цикла производства автомобиля – от штамповки и сварки до окраски и сборки. Площади – не основополагающее, главное – технология.
Безусловно, 2014 год был сложным для завода, произошло падение объёмов производства, перешли на четырёхдневку, зарплата низкая, народ возмущается, всё это я понимаю. Но другого пути у нас нет: либо мы сейчас совершаем технологическую революцию и развиваемся дальше, либо к 2018 году сегодняшний двигатель технически, по всем параметрам, перестанет удовлетворять спрос наших клиентов, и тогда завод закроется автоматически из-за отсутствия рынка сбыта.
Поэтому я хочу, чтобы работники завода понимали: то, что мы хотим сейчас здесь сделать – это не развал предприятия. Завод не закрывается, производство будет модернизироваться и развиваться. У ЗМЗ есть будущее, я в этом уверен на 100 процентов!
Ирина ХРАМОШКИНА
Фото автора
"Городецкий вестник"