9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией

9 декабря - Международный день борьбы с коррупцией09.12.2016

 

В работе круглого стола приняли участие представители контролирующих природоохранных и правоохранительных органов, общественных организаций, в том числе председатели комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов и должностные лица кадровых служб государственных органов, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений.

 

Коррупция, как негативное явление в обществе, серьёзно затрудняет нормальное функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению социальных преобразований и модернизации национальной экономики, вызывает в обществе серьезную тревогу и недоверие к государственным институтам. При этом на современном этапе ведущая роль отводится мерам по предупреждению коррупции.

 

В текущем году было проведено 3 совещания межведомственной рабочей группы, на которых были рассмотрены вопросы повышения эффективности деятельности подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений либо их должностных лиц, наделённых соответствующими полномочиями, по выявлению коррупционных правонарушений, выявления фактов хищений и злоупотреблений в лесной сфере при вырубке лесных насаждений под ЛЭП на примере правоохранительных органов Волжского бассейна, реализации совместных проверочных мероприятий Нижегородской природоохранной прокуратуры и ГУ МВД России по Нижегородской области в районных лесничествах Департамента лесного хозяйства Нижегородской области на предмет выявления коррупционных преступлений при заключении договоров купли-продажи древесины с гражданами для собственных нужд, реализации Указа Президента Российской Федерации от 01.04.2016 г. № 147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016 – 2017 годы». 

 

Нижегородской природоохранной прокуратурой в истекший период 2016 года проведены надзорные мероприятия по выполнению Указа Президента Российской Федерации от 01.04.2016 № 147 «О национальном плане противодействия коррупции на 2016–2017 годы», в ходе которых особое внимание обращено на реализацию региональных антикоррупционных программ и планов противодействия коррупции. Контролирующими природоохранными органами  соответствующие планы противодействия коррупции на 2016-2017 годы приняты и исполняются. 

 

В то же время в ходе прокурорских проверок продолжают выявляться случаи нарушения антикоррупционного законодательства. Так, Нижегородской природоохранной прокуратурой в сентябре 2016 года проведена проверка исполнения законодательства о противодействии коррупции в Департаменте лесного хозяйства Нижегородской области за 2015 г., текущий период 2016 г.

 

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона «О противодействии коррупции» и ст. 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», служащий, замещающий должность государственной службы, включённую в перечень, установленный нормативными актами Российской Федерации, обязан представлять представителю нанимателя (работодателю) сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

 

Указом Президента Российской Федерации от 23.06.2014 N 460 «Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации» утверждена  форма справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

 

Проверка достоверности и полноты указанных сведений государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, в силу ч. 7 ст. 8 вышеуказанного Закона, осуществляется представителем нанимателя (руководителем) или лицом, которому такие полномочия предоставлены представителем нанимателя (руководителем), самостоятельно или путем направления в порядке, устанавливаемом Президентом Российской Федерации, запроса в правоохранительные органы или государственные органы, осуществляющие контрольные функции, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственного служащего, его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

 

Проведенной прокуратурой выборочной проверкой справок за 2015 г. о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера государственных гражданских служащих Департамента лесного хозяйства Нижегородской области (далее Департамент) установлены случаи невнесения требуемых сведений в данные справки в Шахунском, Борском, Сосновском районных лесничествах.

 

В нарушение п. 5 ч. 1 ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в непосредственной подчинённости и подконтрольности находились, являвшиеся близкими родственниками, сотрудники Лысковского и Михайловского районных лесничеств.

 

В Борском районном лесничестве у ряда сотрудников имелись предпосылки для конфликта интересов, так как их супруги владели акциями подконтрольного предприятия.

 

Статьей 10 Федерального закона «О противодействии коррупции» установлено, что под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).

 

В соответствии с частями 1-3 ст.11 Федерального закона «О противодействии коррупции» лицо, подпадающее под конфликт интересов, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов, уведомить работодателя о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения, как только ему станет об этом известно. Представитель нанимателя (работодатель), если ему стало известно о возникновении у лица, личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

 

Между тем, вышеуказанными госслужащими в нарушение ч. 2 ст. 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» представителя нанимателя не уведомили о сложившейся ситуации, а представитель нанимателя в нарушение ч. 3 ст. 11 «О противодействии коррупции» не принял меры по урегулированию конфликта интересов. 

 

Вышеуказанное свидетельствуют о ненадлежащем исполнении должностными лицами Департамента лесного хозяйства Нижегородской области антикоррупционного законодательства и отсутствии должного контроля за ними со стороны руководства Департамента.

 

По результатам проверки приняты меры к устранению нарушений антикоррупционного законодательства, виновные лица привлечены к дисциплинарной ответственности.

 

Всего в 2016 году Нижегородской природоохранной прокуратурой выявлено 85 нарушений законодательства о противодействии коррупции, внесено 60 представлений об устранении нарушений закона, к дисциплинарной ответственности привлечено 44 лица. При этом 12 нарушений законодательства о противодействии коррупции связаны с неисполнением обязанностей, несоблюдением запретов и ограничений лицами, замещающими должности государственной гражданской службы субъекта. Из них в 3 случаях нарушения связаны с предоставлением сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, в 6 случаях - с неурегулированием конфликта интересов и в 3 случаях - с наличием близкого родства с подчинённым лицом.

 

Продолжает иметь место несоблюдение ст.12 ФЗ «О противодействии коррупции» в деятельности ряда организаций, в которые устроились бывшие государственные служащие. За незаконное привлечение к трудовой деятельности бывших государственных служащих, по постановлению Нижегородского природоохранного прокурора по ст. 19.29. КоАП РФ, судом привлечены к административной ответственности в виде штрафа руководители и ответственные лица МКУ «Централизованная бухгалтерия системы образования», ООО «ОА Беркут», ООО «Многопрофильный медицинский центр «Волготрансгаз», ГБУ «Краснобаковский дом интернет для престарелых и инвалидов».

 

Одним из распространённых нарушений является неисполнение организациями предусмотренных ст. 13.3 ФЗ «О противодействии коррупции» обязанностей по проведению антикоррупционной политики. Не были определены подразделения или должностные лица, ответственные за профилактику коррупционных и иных правонарушений, не были приняты кодексы этики и служебного поведения, не выполнялись иные обязанности по противодействию коррупции в МУП ЖКХ «Буревестник», МУП ЖКХ «Ильинское», МУП «Шемахинское ЖКХ» и в других организациях.

 

По материалам общенадзорной проверки Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры Богородским межрайонным следственным отделом СУ СК РФ по Нижегородской области возбуждено уголовное дело в отношении охотоведа ГКУ Нижегородской области «Центр охраны животного мира и водных биологических ресурсов» по ч. 1 ст. 292 УК РФ (служебный подлог). Выявление данного преступления стало результатом совместных действий Нижегородской межрайонной природоохранной прокуратуры и ГУ МВД России по Нижегородской области.

 

Также в рамках реализации решений межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции в ходе общенадзорной проверки выявлен факт подделки договора купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд граждан в Балахнинском межрайонном лесничестве. 

 

В порядке п. 2 ч. 2 ст.37 УПК РФ материалы проверки направлены ОП МВД России по Балахнинскому району для решения вопроса об  уголовном преследовании по ч. 1 ст. 327 УК РФ.

 

В 2016 г. поступило одно обращение на действия коррупционного характера государственного гражданского служащего и одно уведомление - о факте обращения в целях склонения государственного гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений в Управление федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Нижегородской области. В ходе проведенной проверки факт коррупционного характера в действиях государственного гражданского служащего не подтвердился, а по факту обращения в целях склонения государственного гражданского служащего к совершению коррупционных правонарушений материалы направлены в прокуратуру Нижегородской области.

 

В текущем году прокуратурой нормативно-правовые акты ( их проекты) представительных и исполнительных органов местного самоуправления, содержащие коррупциогенные факторы, не выявлялись.

 

По итогам совещания решено во взаимодействии с правоохранительными и контролирующими органами продолжить практику проведения совместных проверок, уделив при этом особое внимание вопросам исполнения бюджетного, антимонопольного законодательства, законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в экологической сфере с целью исключения коррупционной составляющей при их реализации.

 

 


Возврат к списку