Православная культура эпохи Александра Невского и её влияние на духовное развитие современного человека

Известный русский историк Николай Михайлович Карамзин назвал Александра Ярославича Невского самым популярным князем Древней Руси, любимым современниками и почитаемым потомками. Действительно, биография князя, прозванного потомками Невским, сегодня достаточно хорошо изучена. Но часто мы даже не задумываемся об известных нам фактах и обстоятельствах его жизни

Святой благоверный князь Александр Невский выделяется из сонма святых русских князей. Большинство известных нам сегодня князей канонизированы за мученическую смерть: Борис и Глеб убиты своим братом Святополком, Андрей Боголюбский умерщвлён заговорщиками, Георгий Всеволодович пал на поле брани на реке Сити, Михаил Черниговский замучен в Орде. А Александр Невский был причислен к лику святых «за святость жития». Это трудный путь. Князь Александр не был монахом, он воевал, у него рождались дети.

Но жизнь в Боге для Александра Ярославича, видимо, была нормой, с детства заложенной в семье. Он жил среди родственников, отличившихся «святостью жития». Его мать Феодосию ещё при жизни называли «святой княгинею». В списки Владимирских  и Новгородских  святых вписаны также отец Александра – Ярослав (в крещении Феодор) Всеволодович, брат – Феодор Ярославич, сын Дмитрий и дочь Евдокия. А младший сын Невского Даниил Московский почитается всей Русской Православной Церковью.

Видимо, иначе, чем люди, Бог судит и среднего сына Александра Ярославича – Андрея Городецкого. Карамзин назвал его недостойным сыном Невского. А Новгородские летописи сообщают, что перед смертью Андрей принял схиму… ? Господь говорит: «Без меня не можете делать ничего», тем более принять великий ангельский образ.

Кроме семьи большое влияние на духовное развитие князя Александра оказала и православная культура, с которой была неразрывно связана жизнь средневекового русского человека.

Некоторые памятники русской православной культуры, существовавшие во времена Александра Невского, дошли до наших дней.

Как они могли повлиять на формирование духовно-нравственных качеств личности князя Александра Ярославича Невского?

Нетрудно предположить, что с малых лет княжич Александр начал изучать Священное Писание. До наших дней дошла дощечка 11 века, покрытая воском, с процарапанным текстом 75 псалма и Остромирово Евангелие, переписанное для новгородского посадника ещё в 1057 году.

Честно и достойно исполнять главное мужское дело - защищать родную землю и не давать в обиду своих подданных Александр учился, вероятно, читая «Поучение детям». Оно было написано Владимиром Мономахом в начале XII века. Князь Владимир наставлял – победу над врагом и избавление от грехов дают: милосердие, покаяние и слёзы (сокрушение о своих неблаговидных поступках).

В такой благочестивой семье, как семья князя Александра, читали и жития святых. Особенно почитаемы в то время были Святые князья Борис и Глеб. Каждый стремился уподобиться в нравственном отношении этим князьям-страстотерпцам. Древнерусский писатель думал не о том, чтобы развлечь читателя, а стремился принести пользу его душе. Сострадая юношам, автор «Сказания о Борисе и Глебе», утешает читателей мыслью о том, что братья, приняв мученический венец, стали заступниками за Русскую землю.

В программу обучения и воспитания князей в средние века входило и чтение летописей. Несомненно, Александр Невский был знаком с текстом «Повести временных лет». В неё вошли сведения о жизни страны, войнах и разорениях, характеристики князей, похвалы героям, плачи о погибших, дипломатическая и придворная хроника, сказания о чудесах, назидания потомкам.

Известный нам «Изборник Святослава» 1073 года называют «первой русской энциклопедией». [Изборник Святослава 1073 г. имеет энциклопедическое содержание. В нем обсуждаются проблемы христианского богословия, разъясняются положения Библии применительно к событиям повседневной жизни, приводятся сведения по астрономии, математике и физике, зоологии и ботанике, истории и философии, грамматике , этике и логике. Она содержит более 400 статей по астрономии, математике и физике, зоологии и ботанике, истории и философии, грамматике и поэтике, этике и логике.] Изборник призывает человека к чистоте помыслов, совестливости, сочувствию, умеренности, кротости и милости, а также непричастности к таким грехам, как хула, клевета, зависть, пьянство, объедение. Надо полагать, подобные книги читал и князь Александр.

Во времена Александра Невского уже было известно и «Слово о полку Игореве», где рассказывается о неудачном походе в 1185 году новгород-северского князя Игоря на половцев. Карл Маркс писал: «Суть поэмы – призыв русских князей к единению».

Без душевного трепета и сегодня нельзя читать «Слово о погибели Русской земли», написанное между Батыевым нашествием и 1246 годом. В дошедшем до нас отрывке воспевается величие и могущество Русской земли. В последних строках звучит скорбь по поводу "беды христианам" после смерти Ярослава Мудрого, когда начались междоусобные распри.

Мы не знаем, читал ли Александр Ярославич эти поэтические произведения, но исследователи отмечают, что он, в отличие от деда, отца, родных братьев и даже собственных детей, ни разу не участвовал в кровавых междоусобных схватках

Для средневекового христианина школой и для жизни земной, и для жизни вечной были храмы.

До сих пор в Переславле-Залесском стоит Спасо-Преображенский собор. Именно здесь крестили младенца с редким для князя того времени именем Александр, что означает «Защитник людей». Здесь над ним был совершён «постриг» - обряд посвящения в воины. 4-летнего княжича опоясали мечом и посадили на коня. Так закончилось детство. Именно в этом соборе юный Александр научился чтить храм как святое место, как образ «горнего мира». В этих стенах он научился молиться «о всех и за вся».

Когда Александру исполнилось 7 лет, он увидел Софийский собор в Новгороде. Громада пятикупольного храма потрясла его. И сегодня эта каменная масса создаёт впечатление несокрушимой богатырской мощи. Есть в образе собора та твердость и сила, размах души и мужественное достоинство, которые были свойственны новгородцам.

В 15 лет Александр Ярославич был «посажен на княжеский стол». «Вокняжение» происходило под сводами Новгородской Софии в 1236 году.

И в наши дни в Софийском храме можно увидеть фреску того времени. На ней изображены святые равноапостольные Константин и Елена. Мы не знаем, как часто останавливал Александр на них свой взгляд. Но он продолжил миссию по распространению христианства среди язычников. Стараниями Александра Невского в Золотой Орде была создана православная епархия, и в северные земли поморов проникла христианская вера.

Хорошо был знаком Александру Ярославичу и Георгиевский собор Юрьева монастыря под Новгородом. Здесь он часто бывал, навещая мать и могилу брата. Княгиня Феодосия, после внезапной кончины 13-летнего Феодора, почти неотлучно жила в монастыре, не желая покидать могилу сына. Величественный Георгиевский собор, по размерам уступающий только св. Софии Новгородской, отразил самые высокие представления наших предков о красоте и гармонии. Средневековые мастера строили не здание, но образ Церкви в ее вселенском значении. Ощущение вселенского значения Церкви придавал и Святительский чин, изображаемый в храмах. В средние века для каждого прихожанина фрески были не просто росписью на стенах. Понятным, поучительным и назидательным был каждый сюжет, каждый образ. Наверное, у Александра Невского тоже был свой любимый святитель, житие которого он хорошо знал, у кого просил помощи и заступничества в трудные минуты.

В 1252 году, получив ярлык на Владимирский стол, Александр Ярославич венчался на великое княжение в Успенском соборе. Храм пострадал во время нашествия 1238 года. Но здесь по-прежнему находилась главная святыня Северо-Восточной Руси - икона Божией Матери «Владимирская». Глаза Матери полны чувства, которое в средние века определяли как радость святой печали. «Свершится то, что должно. Дитя вырастет и примет мученический венец – пострадает за людей. И мать это уже знает».

В период великого Владимирского княжения Александр Невский часто посещал Дмитриевский собор. Храм построил дед Александра, Всеволод Большое гнездо. В то время Владимирское княжество было в зените своей славы, поэтому дух торжественного великолепия пронизывает и храм. Почти 600 резных камней на фасадах храма развернуты в причудливую картину мира. Рассматривая разнообразие резных фигур, средневековый христианин вспоминал слова Давида: «Всякое дыхание да хвалит Господа».

Роспись Дмитриевского собора не раз поновлялась. Но до наших дней дошли и фрески времён Александра Ярославича.

Для меня не просто открытием, а даже потрясением было увидеть   фрагмент Страшного суда без костров, котлов и рогатых. Красивые Ангелы, спокойные одухотворённые лики апостолов. «Помни о смерти - и вовек не согрешишь». Большинство из нас сегодня боятся согрешить, чтобы не гореть в аду, в средние века не грешили ради встречи в раю.

Александр Ярославич Невский смог понять и исполнить Божий замысел о себе, потому что служение правде было главным, что получил он от воспитания и обучения.

У нас сегодня есть возможность читать и видеть то, что читал и видел князь Александр. Кроме того, за прошедшие века появилось немало новых памятников в сокровищнице русской православной культуры. И если мы научимся воспринимать, понимать православную культуру так, как это умели наши предки в старину, то традиции станут реальностью, бессмысленный хаос жизни станет осмысленным благодаря обретенной вере.

Коновалова З.С.